Звучит учение Живой Этики
 

      

Надземное. Внутренняя жизнь (2). 1938      

 
Картина Н.К.Рериха "Звенигород", 1933 

         
-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7- -8- -9- -10- -11- -12-

На страницу перечня книг Учения Живой Этики

 

 

14.474. Урусвати знает, что земное долголетие само по себе не показательно. Но, кроме атавизма, могут быть три причины, могущие продолжить жизнь на Земле: первая, когда человек хочет закончить какую-то общеполезную работу; вторая, когда человек стремится помочь кому-то или чему-то; третья является не менее уважительной, когда человек может свидетельствовать о событиях, которые были неправильно освещены. Но во всех трех причинах требуется сознательное, неудержимое устремление.

В этом условии не должны участвовать разлагающие обстоятельства, из них первое – страх. Не может быть усердного устремления, если оно разбавлено страхом. Можно химически проследить, насколько страх убивает жизнь. Конечно, и злоба, и зависть, и все прочие темные обычаи разлагают энергию, потому не может человек лишь на словах уверять, что он полон самоотверженности. Нельзя внушить себе самоотверженность, если она не сложена в глубине «чаши». Люди будут уверять, что они ничего не боятся, но сами будут дрожать при первом поводе.

Пусть в школах испытывают мужество. Можно представить себе целый школьный предмет, когда ученики должны ответить, как они поступят при различных опасностях. Нельзя требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений. Такое соревнование в находчивости будет хорошим мозговым упражнением. После ученики поймут, как лучшие Деятели доходили до высшей устремленности.

Мыслитель требовал, чтобы ученики хотя бы один день из недели посвящали марафону находчивости. Он знал, что этот доспех понадобится часто в жизни.


14.475. Урусвати знает, что иногда даже крупнейшие деятели кончали слабоумием. Можно тому указать исторические примеры. Люди совершенно не могут понять, что ум великий может как-то испариться. Врачи приписывают такое явление некоторым болезням или переутомлению под давлением необычных работ, но, как всегда, при этом забывают главную причину.

Деятель, особо выдающийся, подвергается неимоверным нападениям. Не следует думать, что такие бесчисленные злобные стрелы не приносят вреда. Они не только наносят психические ранения, но, пересекая ауру, они производят несносные вибрации. При защитных ударах происходит ярая битва, но центр ее остается как бы в смерче.

Советуем при таких нападениях, по возможности, менять местожительство. Может показаться невероятным, но вражеские посылки не могут скоро овладеть новым местом. Так и в исторических примерах многое бы изменилось, если бы деятели спешили переменить местонахождение. Но нелегко переменить место и покинуть битву за благо. Никто не согласится как бы отступить и предоставить врагу торжествовать. Никто из окружающих не поймет мудрость решения и обвинит в трусости. Так Аполлоний Тианский не раз был обвиняем в предательстве и изменчивости, когда он чувствовал необходимость запастись новыми силами в дальних странах.

Мыслитель говорил: «Великий отец народа Перикл был расстрелян ядовитыми стрелами. Он не прикрылся щитом, хотя щит есть необходимая часть вооружения».


14.476. Урусвати знает, что лишь ярким представлением о будущей жизни можно преобразить земное существование. Некоторые боятся будущего и тем обессиливают себя, другие мысленно толкуют о Тонком Мире и тем самым порождают ложные образы; третьи ведут себя как истинные мертвецы и ни о чем, кроме базарных цен, не помышляют. Но никто не понимает, что даже вековой возраст ведь лишь мгновение в Беспредельности.

Думать о будущем следуем тремя мышлениями. Первое будет, когда человек может выразить думу свою словами, второе мышление уже невыразимо внешне, но оно подобно океанским волнам. Человек бывает потрясен такими приливами, и ему кажется, что он забывает уносимый волнами образ. Наконец, третье мышление весьма глубокое, невыразимое ни словом, ни образом, и только психическая энергия и солнечное сплетение напоминают о происшедшем.

Итак, пусть тремя мышлениями человек представляет себе будущее. Такое представление подобно закидыванию якоря, корабль подтянется к прочному якорю. Также разумный мыслитель направится к желанной цели. Мудрый знает, в чем он может выразить себя с наибольшей пользой. Лишь глупец может мечтать о мишуре преходящей. Даже те, кто в прошлом занимали высокие места, не будут увлекаться внешностью, но помыслят о величии труда.

Нужно научиться мыслить о будущем, точно готовясь немедленно перейти в дальнее странствование, и, в то же время, надо уметь полностью ответить земным заданиям, это и будет целесообразным равновесием.

Много раз Мы поминали о целесообразности, нужно привыкать, что это качество требуется во всех областях жизни. Напоминаем об этом, ибо знаем, как превратно понимается оно людьми. Они полагают, что целесообразность должна быть приложима в каких-то особых случаях. Но нужно не раз повторить, что каждое бытовое явление есть следствие многих причин.

Иллюзорны малые и великие деяния. Оценка их скажется не сейчас, но мудрый припомнит свои путевые вехи и целесообразно применить их к будущей жизни. Он знает, что добро неисчерпаемо, а зло конечно. Вы заметили, что иногда Мы как бы не пронзаем злое явление; причина этому двоякая: во-первых, иногда нужно применить Тактику Адверза, а с другой стороны – зло конечно. Злодеи не могут питаться злом в нескончаемости, и можно представить, какое отвратительное зрелище представляют злодеи, которые пожирают самих себя; говорю о земных действиях.

Мыслитель убеждал учеников основываться на добре. Он говорил: «Добро неисчерпаемо, но зло ограничено».


14.477. Урусвати знает, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. Мы одобряем, когда школьники преподают своим младшим братьям.

Нелегко избрать лучший способ преподавания, он будет индивидуален, и учитель должен почуять, как легче подойти к сознанию ученика. Невозможно без упражнения обрести убедительную передачу фактов. Только невежды думают, что достаточно прочесть сведения, чтобы внушить их ученикам.

Можно удивляться, что самое искусство учительства не вызывает внимания. Но каждый может припомнить, насколько различно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело не только от способностей ученика, но, главным образом, от убедительности учителя.

Так пусть учительство производится среди самых широких слоев. Пусть учитель сам озаботится, чтобы его достоинство стояло высоко. Мысли о великих Учителях вырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.

Учительство должно быть освобождено от своекорыстия. Учитель передает познания, им накопленные, но он не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с тою же готовностью передать их грядущему поколению. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет народу высшую культуру. Так путь не личная корысть ведет к учительству, но служение благу.

Такое познание служения не приходит внезапно, его нужно воспитать. Так пусть каждый школьник уже почует себя учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.

Не следует смотреть на такое служение как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.

Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой вещи. Как славно деяние, которое не может истощиться».


14.478. Урусвати знает, что человек должен не только уметь взглянуть вверх, но и заглянуть в свои глубины. Второе не легче первого. В глубине «чаши» покоится ветхий аспид, каждое неправильное движение может разбудить его: он наполнит злобою, он лишит силы, он прикроет доброе намерение. С великим трудом может человек избавиться от ветхого спутника.

Но человек может упорно развивать в себе одно качество, которое может противостать аспидовым уловкам. При чистосердечии человек почует меру, после которой наступает царство аспида. Почуя эту границу, человек отложит задуманное действие, а затем встанут и другие знаки. Главное – воздержаться от сомнительного действия. Эту границу человек может почуять и тем не дать проснуться аспиду. Лучше быть разборчивым в поступках, нежели потом сожалеть о содеянном.

Мы говорили о сомнительных действиях, следует к этому определению относиться очень осмотрительно. Нерадивый человек, ради лености, вообще признает большинство действий сомнительными. Он не будет слушать голоса сердца, но прикроется лицемерием, чтобы не потрудиться. Каждый знает таких лицемеров, которые произносят великие слова, но под ними скрываются леность и самость. Нельзя вообразить всю глубину лукавства, которая живет под кольцами аспида. Но не эти притворщики пригодятся для истинного труда. О них давно сказано, что произнесение великих слов ничего не стоит, если истина не живет в сердце.

Древняя сказка говорит об аспиде, который питается кровью человеческою – символ, указывающий на проснувшегося аспида, истинно питающегося кровью человеческою. Не забудем, что старинные символы имеют научное основание, так кровопийцы аспиды пожирают свою жертву.

Другое сказание говорит об окаменелом драконе, которые проснулся от маленького камешка, брошенного неразумным человеком. Истинно, от малейшего камешка может очнуться аспид.

Мыслитель говорил: «Ступайте бережно, может быть, мы идем среди спящих змей».


14.479. Урусвати знает, что даже самое малое действие бывает сопряжено со многими окружающими условиями; то же лежит и в основании великих действий. Люди мало понимают, что психическое воздействие зависит от многих условий. Особенно люди не желают признать это при врачебных воздействиях.

Люди запускают болезни. Мало того, они окружают больных самыми отвратительными влияниями, и затем требуют немедленного исцеления. Но такие целительные воздействия должны быть сопровождены и созданием соответственных условий. Так называемое чудо не может быть произведено при враждебных условиях. Люди готовы призывать врача с угрозами и с полным недоброжелательством.

Люди не соображают, что даже мощная энергия может быть отравлена и пресечена. Нередко люди зовут врача и за его спиною шепчут слова недоверия. Пусть ученые исследуют, какой процент исцелений при доверии к врачу и как много ухудшений болезней при недоверчивом отношении.

Мы не раз повторяли, что каждое действие должно сопровождаться доброжелательством. Даже обычная домашняя работа будет иметь благое следствие, если она производится с добрыми мыслями. Много хороших действий сокрушилось от раздражения и недобрых помыслов.

Мыслитель особенно уговаривал учеников, чтобы они не окисляли свои добрые намерения.


14.480. Урусвати знает, как печалимся Мы каждому зарождению зла. Скажут – зачем печалиться, не лучше ли пресечь распространение зла? Так говорят неразумные, которые не представляют себе, как осторожно нужно пресекать зло. Только врач, изучивший многие болезни, знает как нужно предусмотреть разные условия не только в самом организме, но и окружающие.

Также можно сравнить зло с некоторыми формами рака. Врач понимает, что на некоторых органах рак неизлечим. Также врач знает, что для операции нужно избрать наилучший момент и приготовить организм к такому потрясению. То же самое, но в большей степени, можно видеть на психической борьбе. Сами люди не сознаются, что в них зародилось злобное чудовище, наоборот, каждый зараженный пытается скрыть свой недуг.

Но можно ли вторгаться в сущность человека, если он всячески противится такой помощи? Правильно сказано – «исследуйте каждую вещь». Но многие ли готовы к такому исследованию? Люди не любят не только помыслить о происходящем внутри них, но они встретят враждебно каждую попытку направить их мышление о их существе. Учения говорят, что для продвижения нужна добрая воля. Также и для искоренения зла нужно согласие самого страждущего.

У Нас потому печаль о зарождении злобного чудовища, что Мы предвидим, сколь сложная битва предстоит. Невозможно мечом, одним ударом, сразить все головы гидры. Сказано, что каждая капля ее порождает новых отпрысков, значит, нужно применить такие меры, чтобы чудовище погибло голодною смертью. Нужно пресечь питание чудовища, и оно исчезнет, превратившись в щепоть золы. Но такое уничтожение требует времени и благоприятных условий. Люди легко могут способствовать таким условиям.

Мыслитель говорил: «Все мы врачи, каждый может произвести хотя бы какое-то исцеление».


14.481. Урусвати знает, что мироздание представляет монолит, спаянный всеначальной энергией. Философ древний утверждал, что твердь небесная более насыщена, нежели твердь земная. Можно не вполне согласиться с таким определением, но все же оно близко к истине.

Люди, даже в обычной беседе, не могут вполне разграничить миры. Когда они говорят о Мире Тонком, они берут примеры с земного мира. Когда же они пытаются возвысить мир плотный, они скажут сопоставление с Миром Тонким. Поистине, невозможно провести границу между тремя мирами. Нужно упрочить эту основу в людском воображении. Никто не может ограничить себя миром плотным, даже каждый отрицатель не сумеет изгнать из себя ощущения чего-то нездешнего. Многие выражения придуманы людьми неправильно. Они говорят о мире потустороннем и тем рассекают монолит единства. Но можно ли вообразить нечто потустороннее? Таким путем мы вернемся к Харону, перевозящему на другой берег Стикса. Люди, в примитивном мышлении, придумывали символы перехода в иной мир, но символы бывают вредны, ибо своею красочностью они врезаются в сознание и нелегко извлекаются, чтобы замениться чем-то более правдоподобным.

Мы, как вы уже заметили, избегаем символов, но существуют целые школы, основанные на символах. Можно убедиться, насколько такие старые символы не в силах ответить развитию миропонимания. Все живет, все движется, и сама всеначальная энергия являет ранее не усмотренные качества. Люди не должны связывать свое сознание ветхими представлениями.

Мыслитель говорил: «Неужели мы можем говорить в том же представлении, как и наши деды?»


14.482. Урусвати знает, что неправильно понятый символизм немало вредил и представлению о Нас. Символические лучи, которые как бы ограничивали Нашу деятельность, уже разбивали идею единства. Каждый может иметь свою излюбленную область, но невозможно сказать, что Он действует лишь по одному лучу.

К тому же сами названия этих лучей совершенно произвольны. Вы знаете, каким путем произошли такие наименования. Также знаете, как они проникли в литературу и смутили многих. Невозможно пресечь такие искажения, но со временем они сотрутся и дадут место более правильному определению.

Лучи существуют, но каждый вооружен психической энергией и, тем самым, уже не может быть ограничен в своих возможностях. Иначе можно дойти до такой нелепости, что спасать человека будет дозволено, схватив его за левую, но не за правую руку. Можно дойти до таких измышлений, что вместо расширения возможностей получится умаление.

Люди иногда ради цели, которая им кажется доброй, способны загнать сознание в лабиринт непроходимый. Но пусть эти разделители подумают – наносят ли они вред или пользу? Умаление и выдумки ограничивающие не полезны. Самые точные Учения страдали от всяких толкований, рассекающих истину. Мы хотим, чтобы труд Наш понимался в полноте и единстве. Только при этом можно представить сотрудничество, которое лежит в основании Братства.

Мыслитель указывал, чтобы не делили истину легкомысленно. Он говорил: «Рассечь идею равно рассечению живого организма».


14.483. Урусвати знает, что каждое провозвестие истины должно иметь своих врагов. Хаос борется с проявленным. Этою борьбою не следует огорчаться. Она не только естественна, но и полезна. Представим себе, что какое-то провозвестие не имеет врагов, оно будет настолько ничтожно, что не сможет убедить кого-либо. Враги являются пробным камнем и сами яростью своею определяют значение провозвестия.

Много новой энергии порождается именно врагами. Один знаменитый правитель говорил: «Сегодня я очень усилился, ибо у меня появился ярый враг». Следует смотреть на врагов как на ступени восхождения. У каждого из нас рождались такие мысли во время долгих жизней.

Где же описания Братства? Прежде всего, в описании Наших переживаний. Мы делимся Нашими заботами, ибо в таких трудах почерпаем силу для будущего строительства. Сущность не в церемониях, но в труде. Было бы унизительно, если бы Мы не звали к труду, который наполняет все Наше бытие. Жизнь Братства есть жизнь надземная, ибо она основана на мысли. Что же может быть более надземным, нежели мысль?

Люди могли бы сделать свою плотную жизнь надземной, стоит лишь положить в основу существования мысль. Учение может называться и провозвестием мысли. И велик праздник человека, привыкшего мыслить. И Нам легко ответить там, где работает мысль. Не нужно думать, что ответ придет в обычном обличии. Сколько раз ответ придет в самом развитии мысли, и книга сама откроется, и струна зазвучит. Чем разнообразнее знаки, тем шире поле мышления.

Мыслитель говорил: «Где же та темница, куда не проникнет свет мысли? Цветы мысли прекраснее всех земных цветов».


  

 






- 2 -

14.484. Урусвати знает, что некоторые страны встревожены падением рождаемости. При этом особенно показательно, что в этих странах жизненные условия даже лучше, нежели в других, где рождаемость увеличивается. Много земных причин к такому явлению, но люди не умеют обращать внимание на главное. Никто не может представить себе, что жители Тонкого Мира не желают воплощаться в некоторых странах. Конечно, могут быть усиленные кармические обстоятельства, которые заставляют появляться среди определенного народа, но вне таких условий может действовать свободная воля.

Немного больше знают жители Тонкого Мира сравнительно с земными обитателями, но в некоторых отношениях они могут узнавать о будущем и, таким образом, приготовиться к лучшим условиям. Мало кто пожелает прийти на горелое пепелище. К чему человеку нести чужую Карму, если он может приготовиться к усиленной деятельности? Он может приобщиться к сильному народу и участвовать в решениях великих. Он почует, где нарастание и где убыль.

Никакое задание не может быть решено лишь земными соображениями. Если бы люди уже задумались о Надземном, они нашли бы решение труднейших проблем. Но при больших научных завоеваниях люди сильно отстали в познании надземных заданий. Невозможно обсуждать условия рода человеческого, оставаясь в пределах земных. Можно не задаваться фантастическими мечтаниями, но пора подумать о прошлом и о будущем. Никто не отнесется серьезно к самому важному обстоятельству. Тонкого Мира жители не хотят приходить на изжитые места, и никто не заставит их избрать худший жребий, если Карма их не понуждает. Невозможно представить, чтобы люди не начали вести наблюдений во всем Сущем. Они могут оставить будущему поколению нужнейшие записи.

Мыслитель говорил: «Не для себя мыслим, но для неведомых наследников».


14.485. Урусвати знает, что людям особенно трудно совместить понятие свободной воли с руководством. Одни кричат об уничтожении руководителей, другие вопят против свободной воли, но сама жизнь показывает, что лишь равновесие дает продвижение.

Среди обычной жизни можно видеть, как гармонично уживаются оба понятия. Учитель дает задание и добавляет: «Приложи свое уменье, чтобы лучше решить». Такое простое пояснение дает полное решение, насколько могут мирно преуспевать оба понятия. Руководство лишь развивает свободную волю, и она в развитии сознает целесообразность руководства. Но к этому вопросу каждому придется обратиться много раз.

Люди как бы поделились на два непримиримых стана. Любители свободной воли называют последователей Учителей ретроградами, но последователи руководства зовут разрушителями любителей свободной воли. Таково недоразумение, которое отнимает у людей лучшие возможности. Нужно искать обстоятельство, которое могло бы покрыть крайности общим куполом. Легко представить жизнь в беспредельности, под таким куполом соединятся многие понятия. Найдутся меры, которые покажут ничтожество произвольных делений.

Нужно, чтобы истинный учитель поощрял свободную волю, и разумный ученик, именно напрягая свободную волю, оценил бы значение учителя. Можете заметить, как многократно Мы возвращаемся к противоположениям учительства и свободной воли. Люди нуждаются в особом примирении этих неделимых понятий. Лучшее будущее зависит от гармонии противоположений. Кто не желает понять это спасительное условие, должен принять многие страдания. Учитель не может переродить упрямство ученика, если он не приложит усилий доброй воли. Но добрая воля и есть свободная воля.

Мыслитель указывал, что добро, и свобода, и красота живут под одной кровлей.


14.486. Урусвати знает, что произвольное наименование нарушает и искажает направление мысли. Вот вы читали об электрическом архитекторе, найденном ученым в человеке. Понятие архитектора применялось в некоторых философских школах и имеет значение, но невозможно при нем говорить об электричестве. Люди овладели одним аспектом всеначальной энергии и без стеснения употребляют это слово как окончательное определение.

Ученые, если не знают о всеначальной энергии, могут сказать о какой-то особой энергии, но нельзя ограничивать великое основное явление словом «электричество». Невозможно, чтобы ученый не обратил внимания на особое качество усмотренной энергии. Слишком примитивно свести это проявление к электрическим свойствам. Само наблюдение похвально, но наименование введет в новые заблуждения.

Можно представить, что пугливые исследователи пытаются прикрыться привычными материальными наименованиями. Они хотят защитить себя от невежественных обвинений, но тем самым они призовут на себя осуждение будущих поколений. Пусть они взвесят, что почетнее – заслужить ли насмешки невежд или оказаться осужденными будущими поколениями?

Не забудем, что подобное явление происходит во всех областях жизни. Люди пытаются унизить объединительные понятия и заменить их вымышленными, не имеющими значения звуками. Нужно прислушаться к такому процессу, в основе которого лежит трусость.

Неужели человек еще долго будет раздроблять единое тело Мироздания? Можно изучать даже отдельные былинки, но не забывая, какому великому организму они принадлежат. Нельзя рассматривать отдельные проявления, забывая, что они лишь звенья одной цепи. Кто лишен синтеза, пусть не прикасается к жизни Мироздания.

Мыслитель поучал о красоте Единства, из которого льются потоки энергии.


14.487. Урусвати знает, что воспитание мысли должно происходить последовательно. Каждый может представить себе тот ужас, когда сила мысли достанется злонамеренному человеку. Потому нравственное образование должно предшествовать учению о мысли. Невозможно ограничиться внешними приемами познания силы мысли, иначе мы будет творить злых колдунов.

Давно учения предусматривали, чтобы злой человек не допускался до йогических упражнений. После, когда нравы огрубели, появились люди, овладевшие некоторыми внешними приемами и не позаботившиеся прежде очистить свое сознание. Конечно, и для очищения сознания нужно сосредоточение мысли, но такая мысль будет внутренней без внешних посылок.

Люди мало понимают, что нельзя грязными руками браться за чистое дело. Казалось бы, такое условие понятно каждому, но в жизни оно применяется редко. Люди не подумают – чисты ли их руки, и тем могут создать самые вредные химизмы. Люди прикрываются самыми громкими названиями, но таят внутри себя низкие намерения. Сколько злоупотреблений происходит! Нужны самые разумные меры, чтобы не проникали приемы мощи к злоумышленникам.

Подумайте, насколько и Наши труды затемняются, когда вмешиваются люди, овладевшие некоторыми приемами йоги с дурными намерениями.

Мыслитель указывал: «Сперва поймем добро и тогда пошлем его мысленно в мир».


14.488. Урусвати знает, что требуются особые приемы для внедрения понятия добра. О многих понятиях можно учредить целые школьные предметы, но если объявить беседы о добре, то школьники постараются избежать их. Нужно преподать добро, незаметно вливая его во все предметы.

Могут сказать, что понятие добра вообще не существует, что для одного – добро, то для другого – зло. Так скажут те, кто судит поверхностно и не умеет заглянуть в глубину вещей. Без сомнения, каждый может начертать свои знаки на поверхности, но они не затронут глубины. Между тем, понятие добра в сущности своей неизменно. Но и сердце подскажет, где сущность добра.

Можно видеть, как даже преступная воля вдруг растворяется, когда она нежданно озирается на сущность добра. Люди называют такое преображение чудом, но никакого чуда нет в том, что человек может задеть струну вины* и очароваться ее звучанием. Каждый человек нежданно касается различных химизмов. Одни из них его одурманивают, но другие просветляют. Так, нельзя утверждать, что нечто недоступно человеку. Можно сказать, что он в данное мгновение не смог охватить какое-то знание, но в следующее мгновение химизм добра может помочь пониманию.

Чуткие люди знают, как быстро сменяются химизмы. Нельзя сказать, чтобы химическая волна продержалась целый день. Даже на коротких промежутках можно ощутить чувствительные смены, не только психические, но даже и физиологические. Так, нередко человек ощущает быстрые смены жара и холода. Он может почуять смену каких-то ароматов, может почувствовать преходящие боли. Он может ощущать задержку или проявление мышления. Он может заметить колебания чувствительности. Многие проявления радости или тоски могут сопровождать химические волны. Учитель должен уметь подготовить учащихся к сознательному восприятию многих проявлений Лаборатории Мира.

Мыслитель учил: «Мы должны постоянно ощущать около себя провода Божественной Силы. Иногда она сковывает нас, но нередко дает и крылья. Величие Мира окутывает нас прекрасными покровами».

__________________

* ВИНА (Санскр.) – вид большой гитары, используемой в Индии и Тибете. (прим. ред.).


14.489. Урусвати знает, какая независимая и глубокая работа происходит в сознании человека. Поясню одною старинною притчею. Жил уважаемый Учитель, он не только преподавал полезные науки, но и всячески помогал ученикам. В числе достоинств Учителя была и крайняя прозорливость. Ученики были уверены, что Учитель всегда придет к ним на помощь, даже без их просьб.

Однажды Учитель сказал ближайшему ученику: «Послушаем, что говорит твоя сущность?» И затем, улыбаясь, добавил: «Она говорит – помоги». Ученик смутился и начал уверять, что он никогда не хотел досаждать Учителю просьбами. Учитель успокоительно пояснил: «Друг мой, уверен я, что ни сердце, ни мозг твой не просили о помощи. Они знают, что моя помощь придет вовремя, но глубина сознания направляет голос к Учителю в едином зове – помоги!

Не смущайся этим криком сущности, в нем заключается своеобразная связь с Иерархией. Ведь ты не просил богатства или почестей. Сущность твоя словом «помоги» сказала – наставь! Ты не ставил условий, но хотел сказать – сделай как лучше. Ты уже уверен, что все будет сделано ко благу. Если ты сразу не распознаешь, каков путь ко благу, то все-таки будешь уверен, что приложена лучшая мера.

Ты слышал о тройственном мышлении, ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг – разумен, сердце – чувствительно и сознание – мудро. Сознание говорит – помоги, наставь, и мое сознание говорит то же самое, и мой Руководитель скажет теми же словами, в них нет отягощения. Рука тянется кверху и знает, что на опасном всходе будет протянута Рука Помощи. Не нам судить, где самый опасный всход».

Такова притча, и Мыслитель знал ее. Он добавлял: «Особая красота в том, что сознание наше есть храмина мудрости».


14.490. Урусвати знает ошибки современных философов, которые отрывают человека от Мироздания. Их человек является существом мыслящим, но без прошлого и будущего, притом он не имеет связи со Вселенной. Такое мышление не может слагать прогноз будущего, потому современная философия так оторвана от жизни.

Нельзя представить себе человека как бы в пустыне, где он не знает пути. Человек понимает, что существуют подобные ему твари, неизвестно откуда явившиеся и неизвестно куда проваливающиеся. Но разве можно приучить мышление к ограниченному существованию? Такое представление будет, прежде всего, скучным.

Нужно пересмотреть такое учение, которое оказывается вреднее ограниченного материализма, из него может образоваться продвижение, но отвлеченный человек не может войти в путь эволюции. Неудивительно, что многие современные философы остаются вне жизни, но мыслители должны, прежде всего, устремляться к проблемам Бытия, в которых человек занимает соответственное место. Не полезно отсекать части здорового организма. Нужно радоваться каждому мышлению, направленному к единству Вселенной. Можно жалеть, что ученые прикладных наук не могут найти связи с мыслителями. Опять мы видим мертвые разграничения и ошибки ненависти.

Скажут – невозможно быть энциклопедистом при современном развитии наук. Никто и не говорит о всезнании, но возможно уважение к знанию; так люди могут освободиться от отрицаний. В каждом предмете есть нечто, заслуживающее внимания. Истинный мыслитель может распознать эту искру истины. Также мыслитель отнесется справедливо и ко всем этапам прогресса.

Обычно люди устремляются к заключительным фазам открытий и небрежно отбрасывают все предыдущие накопления, в этом сказывается самая большая несправедливость. Среди подготовительных процессов, несомненно, бывают многие незаконченные открытия, следуя путем такого мышления, можно находить великие сокровища. Но люди предпочитают отнестись высокомерно ко всему подготовительному, таким образом теряются многие уже нащупанные, достижения. Нужно и в таких случаях применять то уважение, о котором мы говорили.

Не следует относить Мои слова лишь к механическим открытиям, то же самое применимо и к гуманитарным наукам. Главное – освободить мышление от предрассудков, которые очень различно-цветны.

Мыслитель говорил: «Посмотрите на этого напыщенного свободомыслящего, как он спешит перейти на другую сторону улицы, чтобы не оказаться идущим наравне с рабочими. Он только что произнес речь о любви к народу».


14.491. Урусвати знает, что без надземных чувствований нельзя преобразить жизнь. Никакая работа не может быть возвышена без воображения. Обратите внимание на хорошее слово – «воображение». Оно не вымысел, не уловка лукавая, но нахождение высших образов, реализация высоких понятий. Воображение всегда реально и правдиво. Невозможно представить, где живет эта правда, но она существует.

Не думайте, что истинное воображение возможно во зле, нужно доброе устремление. Каждое зло сложит искаженные образы. Калейдоскоп нуждается в гармоническом движении, так и в созерцании высоких образов требуется открытое сердце. Каждое затемнение внесет извращение представления. Так опять связаны законы физические с основами психическими.

Но даже самые высокие достижения должны быть зачаты здесь, часто среди самой тяжкой нужды. Нередко богачи задумываются, – почему их жертвы должны быть так облегчены? Они полагают, что жертва может быть лишь денежная, но они забывают, что прекрасная задача им доверена – сочетать монеты с высокими заданиями, но для этого нужно воображение. Многие ли стремятся повысить в себе это качество?

Мыслитель поучал: «Каждому человеку дано заглянуть в Чертоги Божественные, но пусть приучит глаз смотреть в сияние Неба и распознавать всю жизнь пространства; кому Небо пусто, тот имеет пустое сердце».


14.492. Урусвати знает, что преданность ценна лишь, когда она проявляется в полной мере; в такой мере, что человек и не мог бы проявить ее сильнее. Тогда слагается мощный благотворный химизм, который целителен на дальнее расстояние. Но всякая половинчатость преданности должна быть отнесена в область лукавства.

Человек обманывает и себя, и других, тем он творит яды смертоносные. Человек должен сказать: «Предан, даже если это мне не выгодно». Но какая же уродливая преданность будет, когда люди воскликнут: «Будем преданны, так будет очень выгодно!» Никто не сомневается, что каждая корыстная преданность заслуживает иного названия.

Наше Братство основано на взаимной преданности. Мы знаем, что не может быть таких обстоятельств, которые поколебали бы преданность. Могут сказать, что такая преданность получается от долгого сотрудничества. Правильно, но во многом люди сотрудничают, но преданность не крепнет. Так, нужно испытывать преданность от самого малого, она укажет, как обойтись бережно, не создавая осложнений.

Преданность не есть порабощение, она есть улыбка понимания и сочувствия. Вдумайтесь в это прекрасное слово, оно выражает гармонию, основанную на созвучии чувств. Каждый человек мечтает о сочувствии, но часто он требует сочувствия лишь к себе, забывая, что само это понятие предполагает обоюдность. В этом недоразумении скрываются многие несчастья.

Мыслитель говорил: «Человек требует сочувствия, но где его ответное чувство? Он считает себя наиболее несчастным, но мерил ли он несчастья других?»


  

 






- 3 -

14.493. Урусвати знает, что люди особенно боятся чувства одиночества. Это не страх, но особое гнетущее ощущение. Оно вполне естественно для человека, не знающего о Тонком Мире, о непрерывности жизни. Но иногда такое же чувство является и у людей, знакомых с основами Бытия. Следует выявить причины такого непреодолимого ощущения.

Можно предположить, что влияют неприятные сущности, или предчувствия могут вызывать такое подавленное состояние, но кроме таких несомненных причин, может быть еще космическое воздействие. Химизм тяжких токов может обволакивать человека и создавать как бы изолированное состояние, при котором человек ощущает одиночество. Но каждому дана панацея. Он может рассеять любое воздействие, обратившись мысленно к друзьям. Человек имеет друзей не только на Земле, он может призвать из Тонкого Мира многих верных сотрудников.

Кроме того, он может знать о Нас, и такое обращение не останется втуне. Оно может вызвать ответ в неожиданной форме, но угнетающий химизм будет рассеян. Много предстоит открытий научных, но познание основ Бытия все же будет краеугольным условием. Так, вы заметили, что передача мысли на расстояние в научной обстановке мало продвигается, недостает надземных чувствований и признания основ Бытия.

Мыслитель жалел людей, которые укорачивают не только жизнь, но и мысль.


14.494. Урусвати знает, что во время опасности люди забывают даже самые спасительные советы. Даже воображаемая опасность уже лишает людей мышления целесообразного. Самые поучительные рассказы существуют у разных народов, как домохозяин учил своих близких, как поступать на случай пожара. Но когда пожар произошел, то все поступили наоборот.

В спартанских школах приучали детей к всевозможным опасностям, чтобы развить находчивость. Так же нужно поступать и теперь, когда опасности приумножились. Особенно странно наблюдать людей, изобретающих несуществующие опасности. При этом они менее всего озабочены мировыми опасностями и более всего трепещут о своем бытии. Никто не может внушить им, что мировые бедствия сметут их очаг. Они никогда не согласятся, что опасностей для планеты больше нежели для их дома.

Даже не принято обсуждать мировые опасности. Для таких обсуждений должны быть какие-то служебные жрецы. Но когда наступит эпоха, явленная для понимания всеобщей целесообразности, люди могут тогда собрать советы, как им встретить самые сложные невзгоды. Пусть и в школах будут готовиться к возможным опасностям, но это знание не должно лишать род людской жизнерадостности. Каждый прошедший жизнь может сказать, что и в самой опасности есть зарождение радости.

Мыслитель знал, что радость зарождается во всех опасностях.


14.495. Урусвати знает, что выдача психической энергии и потрясение ее различны в своей сущности, хотя и сходны по признакам. Люди не понимают, что раздражение слизистых оболочек связано с выдачей психической энергии. Такая усиленная выдача происходит при усилении мыслительной деятельности.

Совершенно индивидуально поражаются гланды и ткани. Посылки энергии на расстояние также вызывают напряжение гланд, особенно когда космические токи неблагоприятны. Но потрясение психической энергии может происходить и без напряжения мыслительной энергии. Потрясения нравственные, или горе, или неожиданные удары, или удачи могут прервать энергию.

Если мировые события грозны, то может получиться целая эпидемия, ее наименования будут различны; будут приписывать сердечные, простудные или желудочные причины, но истинная причина не будет произнесена. Заметят увеличение нервных заболеваний, но, в конце концов, каждая болезнь затрагивает нервную систему. Лечение должно быть как телесное, так и духовное. Нужно спокойное устремление к высоким предметам. Нужно спокойное повторение Соломонова изречения: «И это пройдет». Если недостаточно самовнушения, то можно применить и внушение извне.

Полезные лекарства уже знаете: арсеникум, феррум и, конечно, старый друг валериан. В случае упадка сил – мускус. Теплые ванны полезны всегда. Остальное зависит от местного заболевания. Так можно помочь в разных фазах психического напряжения.

Люди не должны думать, что такая эпидемия не заслуживает внимания – наоборот, все связанное с нервными центрами может распространяться быстро. Незнание причины всегда ведет к плохим следствиям. Если еще добавить всевозможные самоотравления, то получится печальная картина.

Скажут – «опять пугаете». Но тогда каждый врачебный совет будет запугиванием. Если мы видим возникновение опасности, мы должны предупредить о ней.

Кто-то будет насмехаться над устремлением к высоким предметам; для него и музыка, и все искусства – лишь безделье. Он не знает слова – «экстаз», для него это вредный предрассудок.

Мыслитель знал таких насмешников. Он говорил: «Государство должно изгонять закоренелых невежд. Пусть найдут для себя какой-то остров. Но море поглотит такое хранилище глупости. Законы Природы можно нарушать [лишь] до некоторой степени».


14.496. Урусвати знает, что каждый, поступающий неправильно, прежде всего оправдывается тем, что его не поняли. Чем больше вы будете знать человеческие побуждения, тем больше вас будут обвинять в непонимании. Можно заметить, насколько люди пытаются перенести свою вину на других. Но не будем отмечать все людские лукавства, иначе не книга, но целое книгохранилище получится.

Можно удивляться, что люди обращаются за помощью, когда уже не может быть спасения. Может быть, они так поступают из застенчивости или робости, но, к сожалению, это имеет иную причину. Люди не доверяют, они даже не помышляют о том Средоточии, откуда может прийти помощь. Лишь когда беда возьмет за горло, они готовы вспомнить о позабытых Башнях. Не только необразованные люди поступают так опрометчиво, но даже очень начитанные обращаются с высокими предметами недостойно.

Невозможно понять человеческую психику, когда они не умеют различать, где полезное и где вредное. Не забудем, что иногда люди настолько переполнены всякими беспорядочными желаниями, что они даже не могут распознать, где их действие и где желание.

Мыслитель постоянно указывал ученикам держать в порядке сундук желаний.


14.497. Урусвати знает, что ведущий внутренний голос не всегда выражается в словесных формулах. Часто он остается в пределах импульса. Таким образом, ведущее начало оказывается камертоном, вызывающим созвучие. Но особенно примечательно, что такие созвучия проявляются в самых различных областях. Камертон призывает и вдохновляет, но местные условия и предыдущие размышления складывают формулу действия.

Человек не привык прислушиваться к глубокому голосу. Он назовет его Голосом Безмолвия и спрячет его в глубину сознания. Но сможет ли он воспользоваться всеми преимуществами такого импульса?

Один мальчик жаловался, что не может увидеть в колодце свое отражение, ибо брат его бросает камни. Так могут сказать многие, потому что близкие их постоянно затемняют их сознание. Действительно, для всех наблюдений и выводов нужно спокойствие сознания, иначе образ будет искажен. Но такое спокойствие не есть отречение от деятельности, наоборот, можно принимать участие во всех лучших областях жизни, и в то же время поверхность сознания остается спокойной. Так происходит, когда человек знает свой будущий путь.

Мыслитель говорил: «Представим себя мельничным колесом, – оно получает водную мощь сверху и работает для создания пищи человека. Оно не знает, кто насытится этой пищею. Оно не знает, кто привезет зерно для обработки. Оно не знает всех составных частей воды, но около него сливаются многие энергии. Учение не должно закрывать глаза на неутомимость труда, ибо благодатная волна течет беспрерывно».


14.498. Урусвати знает, что люди особенно стремятся ко всему запрещенному. Рассказывают, что некий Правитель желал провести в жизнь просветительную, полезную меру, но всюду встречал противодействие. Однажды он обратился к мудрому советнику, тот спросил: «Всеми ли мерами пытался ты утвердить свое предложение?» Получив утвердительный ответ, советник сказал: «Тогда придется издать закон, запрещающий именно твои меры. Увидишь, как люди устремятся к запрещенному, и если закон будет строг, тем больше появится желание преступить его».

Не думайте, что эта старая притча не имеет значения и теперь. Можно указать, как целые движения крепнут и очищаются лишь благодаря запрещениям. По всему миру можно увидеть, что своеобразная Тактика Адверза оказывается лучшим путем. Можно удивляться, почему человечество должно проходить запутанным лабиринтом, когда имеются простейшие пути. Но спираль эволюции сложна. Она требует даже временного снижения, чтобы тем выше обернуться.

У Нас знают эти земные особенности и принимают их как неизбежные. Так и надземные мысли должны проходить сложными человеческими путями. Нужно иметь много терпения, чтобы наблюдать, как карабкаются путники вместо того, чтобы пройти кратчайшим путем. При этом нужно знать, что невозможно препятствовать посреди потока. Можно лишь слегка коснуться, но так бережно, чтобы идущий и не заметил, чтобы не вздрогнул и не оступился. Даже самое доброе касание должно быть полно бережности. Этому нужно учиться в земной жизни среди труда каждого дня.

Мыслитель указывал: «Мы должны почуять, где можем приложить помощь, чем незаметнее, тем она будет совершеннее».


14.499. Урусвати знает о великом значении готовности к действию. Мы говорили о преданности, о целесообразности, о вмещении, но во всех проявлениях потребуется истинная готовность. Нужно запомнить это качество, ибо оно трудно достижимо.

Люди воображают, что они готовы к действию, но в последний час они оказываются обуреваемыми самыми различными сомнениями и самосожалением. Между тем, именно готовность требует нарастания энергии. Человек, бегущий перед прыжком, не впадает в бессилие, наоборот, он разбежится, чтобы собрать наибольшую энергию. Такой пример приложим ко всем действиям.

Пусть люди на исторических примерах поучаются, сколько самых блестящих действий поникло по причине сомнения, проявившегося в последний час. Не забудем, что низшие силы человека ненавидят всякое действие, тем более действие полезное будет всегда под ударом сил тьмы. Они изберут последний миг, чтобы осадить смелость.

Учитель должен очень наставлять, чтобы мужество росло в гармонии с готовностью. Можно представить себе мертвое мужество, которое всегда не готово и находит оправдание в самых недостойных житейских обстоятельствах.

Так помните, что лучшие Силы будут с вами, когда готовность будет в полной мере.

Мыслитель говорил: «Будем готовы и днем и ночью, тогда и тьма исчезнет».


14.500. Урусвати знает неутолимую жажду делания. Невозможно внушить это стремление искусственными мерами. Оно должно сложиться в глубине сознания как следствие многих жизней. Нужно особенно беречь такие достижения. Названное делание не только полезно самому деятелю, но оно творит атмосферу, которая побуждает к здоровому труду.

В честь труда сложены величественные гимны и написаны возвышенные трактаты. Все это правильно и сделано во благо. Представьте себе труженика, пожизненно прикованного к неизменному станку. Услышать можно, как в древности гребцы приковывались на кораблях и рабы влачили за собою цепи колеса. Теперь цепи неуместны, но зато изобретены оковы более прочные.

Иначе могут зазвучать гимны труду, напетые у одного и того же каждодневного станка. Многие из таких тружеников даже лишены продвижения. В таком же однообразии проходит и отдых, если только он не выразится в ужасах опьянения. Легко сказать, чтобы люди не одурманивались, но им нужно предложить пути возвышенные. Они усвоят беспрерывность жизни, они узнают о надземных химизмах. Они услышат о силе мысли, о самых лучших представлениях, но они должны получить еще нечто, что научит их повышать качество труда. Мастерство должно быть дано каждому человеку. В рукодельных творениях человек познает вечное совершенствование.

В каждом своем состоянии человек может приобщиться к какому-то ремеслу. Это мастерство сохранит человеку молодость мышления, – оно преобразит дом в очаг прекрасный. Сколько независимости создает вольное мастерство! Люди любят примеры: в разных веках можно наблюдать за развитием свободного мастерства. В нем и гимны труду споются звучнее, и сколько полезных улучшений произойдет.

Мы говорили, что ритм труда есть своеобразная йога. При каждой йоге нужно устремление и восхищение. Эти цветы растут в саду мастерства. Возлюбив мастерство, человек полюбит и каждый труд, и тем ближе будет он и к Нам.

Мыслитель наставлял, что тот труд ведет к совершенствованию, который имеет в себе красоту.


14.501. Урусвати знает, как часто люди жалуются, что усовершенствование обрушило на них всякие бедствия – такое заблуждение чудовищно. Можно быть уверенным, что человек, действительно совершенствующийся, никогда не скажет такую нелепость. Он знает, что при утончении чувств многое становится осязательнее и, кроме того, он не удивляется, что ему доверено принять участие в битве за благо мира.

Разве такая битва может быть названа бедствием? Только трус может подумать, что мертвенное тление лучше движения животворящего. Но часто можно встретить послушников страха, они предпочитают мертвенное прозябание. Они запасаются примерами из жизни подвижников, по их толкованию те вели простую жизнь, не задаваясь мудрствованием. Но они забывают, что мысль таких отшельников иногда имела космическую мощь.

Кто же может измерить силу мысли? Кто же может поверить, что несильные слова, приписанные этим мыслителям, являются достоверными? За столетие люди совершенно искажают речения выдающихся людей, что же сказать о тысячелетиях? Нередко так называемые друзья из личных побуждений искажают основной смысл. Не забудем, что и переписчики тоже потрудились. Сами знаете какое количество опечаток! Так было и во всех веках.

Мыслитель говорил: «Желал бы знать, в каком виде проживут мои писания».


14.502. Урусвати знает, что понятие вмещения должно быть ясно установлено. Многие полагают, что вмещение есть принятие доводов противоположных. Между тем, вмещение есть понимание побуждений. Можно милосердно понимать причины, руководящие собеседником, но было бы непозволительно немедленно отказаться от своих давно продуманных убеждений.

Вмещение имеет сходство с состраданием. Можно видеть, как заблуждаются противники и поступают против своей пользы. Но как бережно нужно убеждать их! Кроме того, нужно помнить старинную пословицу: «О вкусах не спорят». Можно знать кармические причины таких вкусов. Можно видеть следы атавизма, но невозможно искоренить скоро наслоение наклонностей.

Не поймите, что Мы являем яркие привычки, которые царствуют над людьми. В данном случае говорю о вкусах, которые гораздо глубже, нежели привычки. Также не легко оспаривать вкусы человека, которые различаются от окружающего, но не содержат в себе ничего отвратительного. Можно указать на дисгармонию, но не каждое ухо способно уловить ее.

Мыслитель наставлял: «Умейте так расширить сердце, чтобы вместить чужую боль тогда найдете и слова утешительные».


14.503. Урусвати знает, что жилища, лишенные психической энергии человека, быстро разрушаются. Мы уже говорили, как машины работают различно в зависимости от рук, ими управляющих. Теперь можно указать на опыт, весьма легко выполнимый. Представьте себе три дома, построенных одинаково: после один остался пустым, второй был занят дисгармоничными людьми и третий стал жилищем гармоничной семьи. Поучительно наблюдать, как различно будет отвечать строительный материал на разные условия. Так и в государствах можно замечать, как различно действует энергия деятелей. Это не нужно относить лишь к фабричным опытам. Успех целого государства зависит от качества психической энергии вождя.

Не столько образованность, не столько опытность, но заложенная энергия может преодолевать самые трудные обстоятельства. Часто люди недоумевают, почему некто может управлять, не соображаясь с принятыми обычаями, успешно? Но пусть спросят врача – не имеет ли психическая энергия этого лица в себе особое качество? Впрочем, врач должен иметь понятие о психической энергии, чтобы указать на ее особенности.

Для опытов над психической энергией не требуется каких-то необычных условий. Всеначальная энергия разлита всюду, и она должна быть наблюдаема при всех проявлениях жизни. Можно сказать – чем проще она будет замечена, тем опыт будет более ценным. Но полезно отметить одно особое свойство этой энергии. Уже знаете, что выдача психической энергии отражается на гландах. У Нас замечают, что если энергия посылается разным народам в разные страны, то реакция гланд очень обостряется. Такое явление объясняется различием психологии народов. Не может энергия восприниматься везде гармонично, и даже происходят обратные удары. Именно они и способствуют раздражению гланд.

Умейте понять, что даже не очень враждебные люди могут иметь настолько особенное сознание, что посылка энергии не может быть усвоена. Потому Мы считаем посылки энергии большою жертвою. Но не скоро человечество, поймет о какой жертве говорим.

Мыслитель поучал: «Не думайте, что ваша мысль везде будет желанным гостем. Много горя принесет вам лучшая ваша мысль. Подобно нищему она будет обивать пороги и оскорбленная вернется к вам, ранит ваше сердце. Не огорчайтесь, ибо это неизбежно».

  

 






- 4 -

14.504. Урусвати знает, что явление Иерархии претворяет даже малое в ценное. Казалось бы, это указание прежде всего имеет в виду духовные ценности, но люди так стремятся к материальным благам, что и в таком духовном указании ищут нечто физическое.

Вообще, было бы поучительно увидеть, много ли последователей Иерархии останется, если скажем, что Иерархия заботится лишь о духовных ценностях. Можно наблюдать, как люди стараются усмотреть каждый намек, который, по их мнению, касается земного благополучия. Не будем очень винить этих людей, ибо большинство из них испытывает нужду. Но встречаются и вполне обеспеченные люди, которые устремляются к Иерархии ради умножения земных благ. Они не могут понять, что если земные блага и получаются на пути, то не в случае, когда ради них устремляются.

Обратите внимание на людей, приближающихся ради благ земных, они будут самым ярким примером того, насколько может быть извращено духовное Учение. Между тем, даже малейший контакт с Иерархией может разрешить многие жизненные проблемы. Но нельзя за чечевичную похлебку продать познание высшее.

Много раз Мы огорчались, что в основе устремления лежали поиски земных благ, именно тогда они исчезают. Но лишь при осознании жертвенности может быть найдено сокровище Мира. Нужны такие примеры, ибо люди часто избегают самое простое.

Мыслитель просил учеников хотя бы несколько дней не думать о земных благах. Так могло складываться определенное мышление.


14.505. Урусвати знает, что Мы иногда оплакиваем земные удачи. Можно радоваться так называемому земному бедствию. Земные удачи и неудачи приобретают совершенно иной вид от надземного существования. В Тонком Мире забывают земные беды, но ярко помнят следствия от таких потрясений.

Утонченный дух на Земле желает борения и продвижения. Для него всякие боли и потрясения – лишь импульсы для достижения. Утонченная природа не ищет благополучия, ибо она стремится к совершенствованию.

Неправильно думать, что на Земле заповедано страдание – совершенствование заповедано, но условия дисгармонии могут причинять разные боли. Как бы в тесной пещере человек пробивается к далекому свету. Сколько царапин и ран нанесено будет острыми скалами. Какие скользкие всходы предстоят, не за что ухватиться, если не живет в нем понятие Иерархии. Мы спешим поддержать, где наступит опасность. Нередко она наступает при удачах земных.

Своеобразно мерило удачи и неудачи. Слишком близки земные окружения и мешают рассмотреть следствия. Без наблюдений надземных не возможно судить о равновесии земном. Вы знаете, как многообразна бывает Наша помощь. Иногда люди сочтут ее за несчастье, ибо не могут понять следствий. Так и теперь, многие не могут вместить происходящее, но чтобы спасти самое ценное, нужно поступиться некоторыми причинами.

Впоследствии не будут знать, к чему сказаны эти слова, и даже забудут опять понятие Армагеддона. Но вы знаете, в какой напряженный час Мы говорим. Только мерило надземное может дать равновесие.

Мыслитель, видя сограждан, собравшихся на войну, говорил: «Друзья, помните лишь о родине».


14.506. Урусвати может знать, что человечество будет преуспевать на научном основании, но именно эта аксиома должна быть понята. Ученые вправе считать себя носителями культуры, но будем различать многие виды ученых, среди них не много найдется признающих значение будущего познания.

Мы не будем делить науку на материалистическую и идеалистическую, надземную и земную, пусть проявляется главное основание продвижения, – психическая энергия должна быть применена к различным областям жизни. Познание не будет поступательным, если оно не будет окрылено силою всеначальною. Так, можно видеть усидчивых ученых, собирающих значительные материалы, но не умеющих сложить [их] в прекрасное открытие. Но, с другой стороны, можно найти ученых, которые даже с малыми средствами могут преуспевать и складывать полезные нововведения. Они сумели приложить психическую энергию, может быть, сознательно, или бессознательно, но они не восставали против нее.

Составьте список выдающихся ученых, которые уже работают над тонкими энергиями, и увидите, что в разных странах происходит движение, но оно лишено единения. По-своему, ученые приближаются к пониманию психической энергии. Можно изумляться, насколько они пытаются дать различные наименования, точно бы какая-то сила заставляет их уклониться от простейшего решения. Между тем, представьте себе, как могли бы взаимоусиляться разделенные между собою попытки. Они научились бы уважать исследования своих собратьев. Между тем, не видно такого уважения.

Смелый наблюдатель непременно соберет вокруг себя наиболее чутких сотрудников. Не нужно обвинять его в недостаточной специализации, психическая энергия требует широких наблюдений. Нужно собирать сведения из древнейших времен. Нельзя назвать такие записи выдумками. Наоборот, непредубежденный глаз найдет много научных указаний. Он поймет, что для целых эпох надземное и земное не были противоположениями. Психическая энергия только тогда будет увлекательна, когда она понята как связь всех миров. Наука будущего явится как источник самых возвышенных решений.

Мыслитель поучал своих последователей, что наука должна быть прекрасна, и тогда она будет беспредельна.


14.507. Урусвати знает, что понятие интуиции подвергается злотолкованию. Даже те, кто признает ее, не относятся к ней бережно. Предполагается, что нечто вдохновляет некоторых людей, и никакого с их стороны не требуется участия. Нечто валится с неба и делает людей прозорливыми. Никто не подумает, какие накопления должны быть у этих людей и какие напряжения они должны испытывать.

Не нужно повторять для вас, какие тончайшие связи междупространственные существуют, но вам придется часто предупреждать людей о бережности к интуиции. Никто не представляет себе, как мало число людей, у которых уже развито это качество. При этом, оно может быть направлено лишь частично к некоторым областям. Если кто-то может предчувствовать лишь [по отношению] к своим родным, или предсказывать физические явления, или знать что-либо о себе, то это еще не значит, что такой человек может вибрировать и на прочие события. Потому, нужно брать от людей то, что они могут дать в данное время.

Большая ошибка – насиловать людей к тому, что они в данное время не могут почуять. Море тончайших вибраций неисчерпаемо, оно не может быть охвачено одним человеком. Нужно знать, что интуиция требует также понимания состояния ближних. Только при обоюдной бережности очищается внутренний голос.

Можно усилить внутренний голос до неумолчности, но при беспорядочных земных вибрациях Мы не советуем настолько преоборевать плотные условия. Представьте себе в земной деятельности человека, который беспрерывно слышит свой внутренний голос, он уподобится слушателю радио, который оставил весь труд, лишь бы слушать извне; он погибнет без сна и питания.

Так пусть внутренний голос звучит, когда его коснется созвучная вибрация. Таким образом, человек не покинет земную стезю, но все же будет в приобщении с Высшим Миром, и равновесие не будет нарушено.

Учителя всех времен наставляли, чтобы земной путь проходил в земных условиях. Можно лишь временно отходить от земных заданий, чтобы тем полезнее спешить на помощь человечеству.

Пусть люди научатся беречь все сокровища, им доверенные, среди них, прежде всего, психическую энергию. Нельзя думать, что если она всеначальна, то и не требует обережения. Каждое космическое вещество нуждается в гармонии, которая и есть экономия Вселенной.

Мыслитель утверждал: «Берегите гармонию, ибо ее можно разбить, как тончайший сосуд».


14.508. Урусвати знает, что Мы образовываем деятелей непреклонных и волевых, трудящихся много. Но не часто из множеств можно находить людей уже готовых восприятий. Нужно пережидать целые поколения, пока умножатся новые сотрудники. Часто они не узнают друг друга, и силы их не могут объединиться. Кроме того, даже с малых лет они становятся предметами гонения и насмешек. Они не походят на окружающих, и способности их порождают зависть.

Не нужно удивляться, что им живется нелегко. Они как бы птицы в клетках, и если клетка даже золотая, все же она будет тюрьмою. Но пусть эти дерзающие не впадут в уныние. У Нас отмечают каждый шаг их, и многие опасности отведены. Но пусть каждый, почуя служение, идет бережно. При Великом Служении исключено каждое безумие.

Говорю деятелям – не имейте в себе смущения, даже при раздумьи не впадайте в смущение, но сурово сопоставьте истину с предложенными вам соображениями. Помните, что смущение есть червь разложения. Мы много говорили о сомнении, но умейте различать и вибрации смущения.

Для близоруких и страх, и сомнение, и смущение лежат в одном кошеле, но дальнозоркие должны отличать различные вибрации этих свойств. Некоторые думают, что смущение есть скромность, но ничего общего они не имеют. Смущение есть затемнение чувств, но именно деятели должны иметь чувства ясные и настороженные. Только в такой бдительности деятель заметит ехидну.

Пусть в любимой стране образуются деятели в полном смысле деятельные. Так Мы хотим, чтобы Надземное в полной мере сочеталось с трудами земными.

Мыслитель не уставал указывать, что деятель должен быть служителем высших законов.


14.509. Урусвати знает, что каждое зерно истины должно быть принимаемо благожелательно. Безразлично, откуда приходит истина. Она может быть произнесена на любом наречии. Она может быть облечена в одежды каждого века. Она может быть возвещена при различных обстоятельствах. Нет ни старой, ни новой истины. Кто может поручиться, что какая-то истина не была возвещена на исчезнувших материках? Одни провозвестники отличались высокою ученостью, другие были даже неграмотны и, тем не менее, были сеятелями истины.

Для чего же Мы все это напоминаем? Появляются захватчики истины и уверяют, что только через них истина может быть явлена. Но пора напомнить, что широк путь истины. Главным противоборником будет нетерпимость. Неужели такие самозванцы полагают, что их здание прочно? Чем больше терпимости и благожелательства, тем основание крепче. Каждый шаг истины направлен к Общему Благу, оно и будет мерилом.

Скажут – где же любовь, которая есть устой Мира? Но разве Общее Благо может существовать без любви? Вообще, пусть будет меньше осуждения и больше внимания. Посмотрим, в каких одеждах появлялась истина в разные века. Бывала нагота, но бывали и пышные одеяния. К сожалению, не всегда принимают обнаженную истину. Говорим это, чтобы деятели широко понимали истину. Благожелательство нужно воспитывать, чтобы оно сохраняло свою искренность. При расстройстве земном трудно находить истинное благожелательство, но без него нельзя воспринять даже простое учение. Потому, сказанное не есть отвлеченность, но самая насущная реальность.

Мыслитель учил: «Доброжелательство есть отличие преуспевающего».


14.510. Урусвати знает: чем сложнее обстоятельства, тем больше спокойствия необходимо. Не примите это как нравоучение, но как врачебный совет. Нельзя представить себе, насколько сложные токи могут поражать организм, потому самовнушение о спокойствии так полезно.

Люди отравляют себя и все окружающее раздражением, это известно, и империл уже упомянут во многих книгах, тем не менее, люди не принимают это во внимание. Больше того, раздражаясь, они утверждают, что они спокойны. Так будем откровенны сами с собою. Также не забудем, что мгновение молчания может успокоить волну смятения.

Пусть врачи исследуют людей во время смятения и раздражения. Они найдут корни их будущих болезней. Удивятся наблюдатели, как при затемнении гармонии проявляются зачатки всех заболеваний. При спокойствии они прячутся и не могут быть усмотрены, но при темных воздействиях они обнаруживаются. Прежде врач перед исследованием предлагал больному успокоиться, но теперь врач найдет такое состояние непоказательным. Конечно, нелегко найти больного в состоянии смятения. Нужно полное наблюдение, но все-таки поучительно наблюдать, как все темные силы пробуждают соседние, уже пораженные органы.

Так и во всем существовании умножаются отрицательные свойства, если окажутся вызыватели. Помышлять о злобном уже будет зарождением ущерба.

Мыслитель просил: «Пусть вы будете своими врачами. Примочка добра будет прекрасным средством».


14.511. Урусвати знает о многих качествах психической энергии. Сущность ее остается неизменной, но вокруг этого зерна могут быть свойства весьма различные. Назовем воздействие состава крови. Теперь уделяют много внимания расовым отличиям. Можно эти отличия заметить не только на составе крови, но и на особенности психической энергии.

Люди могут ощущать воздействие мысли некоторых народов сильнее или же оставаться холодными в других случаях. Кроме атавизма или кармических причин можно искать основание и в составе крови, который воздействует на психическую энергию. Невозможно перечислить, сколько связей существует между людьми. Стыдно должно быть роду человеческому, когда он не изучает свои связи и свойства. Психология должна заниматься всеми научными областями, которые могут осветить будущее жизни земной.

Мысль не имеет пристанища среди признанных наук, и психология может быть единственным оплотом изучения мысли, иначе говоря, психической энергии. Сейчас особенно необходимо поставить эти вопросы на научную почву. Но для этого требуется сотрудничество целого ряда ученых, располагающих различными лабораториями.

Не стыдно ли, что до сих пор науки разделялись на отдельные лагеря, не имея связи между собою? Получается, что одни науки признаются достоверными, но другие находятся под сомнением. Конечно, такое сомнение основано на невежестве и предрассудке.

Нельзя себе представить, насколько сильны предрассудки. Нужно повторять это от дворцов и до хижин, и, может быть, самые сильные предрассудки живут во дворцах. Так нужно повторять о назначении науки.

Мыслитель поучал: «Умейте открыть дверь науке. Стыдно, если она остается в рубище на холоде. Слышите, как стучится знание?!»


14.512. Урусвати знает, что надземные взрывы превышают все земные. Никто их не слышит земным ухом, но лишь открытое слышание может почувствовать все напряжение, создаваемое ими.

Многие полагают, что лица, держащие земную власть, особенно должны чуять и надземную битву, но не так бывает в действительности. Земные предержатели обычно весьма далеки от надземных приобщений, но существуют иные посланные, которые несут ношу мира сего. Они гораздо больше могут быть названы главами земными, ибо они выдерживают высокое тяготение земное.

Люди не знают, на каких колоннах и на каких пружинах зиждется равновесие. Но разрушители чуют, откуда идет психическая энергия. Их снаряды летят около избранных. Люди не обращают внимания на такие сверхбитвы. Не существует еще аппарата, который подобно сейсмографу мог бы отмечать надземные напряжения.

Можно представить себе, какие психические смерчи превышают твердь и соединяются с высшими энергиями. Такое особенное время имеет особые знаки. Но люди продолжают пребывать в земных мерах и уподобляться саранче. Учитель предлагает хранить спокойствие, как земной щит.

Мыслитель говорил: «Они хранят нас на всех путях, но явленная защита нисходит Сверху. Пусть имеем щит и от земных стрел».

 

НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ ▶
-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7- -8- -9- -10- -11- -12-

      
      
      
         
         


  

 



   
AGNI-YOGA TOPSITES Рейтинг@Mail.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс цитирования